Стоимость литра бензина A-95 в России составила 84 цента за литр, и уже не только в крупных нефтедобывающих государствах ключевое топливо оказывается дешевле нашего, но и у многих соседей, которым РФ сама поставляет нефть и нефтепродукты.
Согласно данным GlobalPetrolPrices, на 28 ноября самый дешевый бензин А-95 в мире был в трех странах:
В группе стран, где горючее обходилось дешевле $1 за литр, преимущественно находились нефтяные державы: Египет, Нигерия, Азербайджан, Катар, Саудовская Аравия и др. В США, которые являются крупнейшим производителем нефти в мире, средняя стоимость бензина составляла чуть больше доллара, что по американским меркам считается довольно дорого.
Интересно другое: среди стран, где бензин дешевле, чем в России, оказались несколько государств бывшего СССР. И речь даже не о Казахстане и Азербайджане — вот присутствие в списке Кыргызстана, где бензин стоит 78 центов, действительно удивляет, как пишут "Известия".
В чем же особенности ценообразования в разных странах?
В России в последние десятилетия сложилась "гибридная" схема ценообразования. С одной стороны, субсидирование топлива для граждан у нас по большей части отсутствует, но и полностью свободным российский розничный рынок ГСМ назвать нельзя. Кроме того, налоговая система оказывает довольно сильное влияние на стоимость всех видов горючего. Основная стоимость как барреля нефти, так и литра бензина на заправке формируется в первую очередь различными налогами: НДПИ, НДД и акцизы. Нефтегазовые доходы являются основой российского бюджета, и часть этих доходов ложится на плечи граждан через налоги, зашитые в розничную стоимость бензина. Потом эти деньги поступают в бюджетную систему — частично в виде налога на добычу полезных ископаемых, в виде экспортной пошлины, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физлиц и так далее.
Другое дело, что во внешней торговле доля нефти и газа составляет порядка 65-67%, и она не меняется уже не одно десятилетие. 2/3 наших внешнеторговых доходов — это именно нефтегазовый комплекс, как бы власти в России ни рассказывали, что страна "слезает с нефтяной иглы" и наращивает производство высокотехнологичной продукции. Поэтому тезис о том, что цены на бензин у нас поддерживают бюджетную стабильность, просто является отражением довольно архаичной структуры производства, когда население вынуждено на заправках оплачивать этот статус "сырьевой державы". В конце концов, высокая стоимость энергоресурсов в богатой ресурсами стране (это касается не только нефтепродуктов) бьет и по конкурентоспособности промышленности — получается замкнутый круг.